Несмотря на видимые усилия и кажущееся благополучие в сфере сохранения железнодорожного наследия, существуют следующие основные проблемы:

— продолжающиеся неоправданные утраты ценнейших образцов
техники и сооружений

Например, полная утрата в нашей стране тепловозов серии ТЭ109.

А это, не больше не меньше, родоначальница всего 3го поколения магистральных тепловозов СССР!  На тепловозах ТЭ109 впервые в отечественном тепловозостроении применены: дизель Д49, тяговая передача переменно-постоянного тока, бесчелюстные тележки грузовых тепловозов, и ещё ряд узлов, в дальнейшем снискавшие широчайшее применение на ж.д. Кроме того, тепловозы этой серии экспортировались в страны Европы, в том числе много лет успешно эксплуатировались в Германии.

Теперь в нашей стране не осталось ни одного тепловоза типа ТЭ109. Теперь их можно увидеть только в немецких музеях.


Или, например, снос старинного здания депо на станции Ртищево

На станции Ртищево-1 (Саратовская обл, Приволжская ж.д.) до 2021 года имелся уникальный по сохранности, и красивый по архитектуре, комплекс зданий деповского хозяйства. Таких деповских зданий 1870-х годов постройки, эпохи начального становления железнодорожной отрасли, дошедших до нашего времени в подлиннике и без существенных изменений, в настоящее время уже не сохранилось. Это трехпутное депо было исключительным по сохранности и полноте! Оно не было в аварийном состоянии, дальнейшему развитию станции не мешало. Но не смотря на возможность его сохранения, адаптации его к современному использованию, оно было полностью ликвидировано в угоду сиюминутным интересам.

Даже если это здание не нужно ОАО «РЖД», его можно было бы передать городу и дальше использовать как объект культурного наследия, найдя применение в качестве дополнительного помещения для обслуживания пассажиров, культурного центра, выставочного зала, промышленного здания и тому подобное. Тем более, что локомотивное депо и узловая станция Ртищево-1, являются градообразующими предприятиями с более чем полуторавековой историей. О какой династийности и приемственности поколений на железнодорожном транспорте мы говорим, если без достаточных на то оснований был уничтожен, по сути, целый пласт истории города? На каком историческом фундаменте будут воспитываться новые поколения железнодорожников, если по факту, всеми силами и без какой либо надобности уничтожаются те самые гражданские скрепы общества, о которых столько пытаются говорить на самом верху властных структур?!

— утрата исторической ценности уже сохраняемых объектов

Например, «ремонт» паровоза 9П в Дубне

С паровоза просто содрали то что было вероятно не в очень хорошем состоянии или назначение этих деталей было не понятно «авторам» и налепили некие детали «на уровень понимания тех кто лепил».

Взяли комплектный паровоз ИЗ МУЗЕЯ! Ободрали с него массу деталей, обшивку котла и паровой машины, сняли водяные баки и ещё массу всего. Взамен наварили какие-то нелепые, фантазийные, комичные площадки, лестницы, путеочиститель, герб и прочее. Покрасили совершенно не мыслимо (одна дымовая коробка красного цвета чего стоит!, или зелёная рама).

И ЭТО УРОДСТВО, ПАРОДИЮ, КОМИКС установили перед вокзалом!!!


Или например, вагон-спиртовоз в Пензе

Был уникальный вагон для перевозки спирта. Вагон дореволюционной! постройки, хоть и серьезно перестроенный в 1950-х годах. В вагоне сохранялся родной спиртовой котел, клепанный, с овальной горловиной. Когда-то таких вагонов в Российской империи и СССР было много, но в Пензе сохранился ПОСЛЕДНИЙ С РОДНЫМ КОТЛОМ.

Решили этот вагон сохранить, что очень похвально. Но не просто сохранить, а С «ТЮНИНГОМ»! (у нас же всегда у людей инициатива прёт что-то от себя добавить, как например с вышеописанном паровозом). Взяли и вырезали уникальный котел, а заодно и надстройку на крыше снесли!

Спрашивается – ВЫ ЗАЧЕМ ЭТО СДЕЛАЛИ?! Вам чем котел уникальный мешал и надстройка с люком?! Из уникального, единственного сохранившегося спиртовоза сделали обычный, ничем не примечательный товарный вагон, коих сохраняется сейчас не мало. ЗАЧЕМ ЭТО СДЕЛАНО???!!!


Но особо ужасающее положение сложилось в железнодорожной архитектуре

Стало
Было и должно было быть в будущем

Пример ремонта исторического здания, приведшего к грубым искажениям и утратам. Понятно, что здание реконструировали под максимальное снижение эксплуатационных затрат. И этакое стремление вполне оправдано и похвально. Но ведь это можно было сделать и без такого уничтожения архитектурных деталей. Был красивый вокзал, а стала неприметная серая коробка с дырками окон. А пассажиры это видят, и местное население это видит, и у них формируется отношение к железной дороге как к чему-то серому и безликому.


К великому сожалению подобное происходит практически повсеместно!

НО САМОЕ СТРАШНОЕ не в том, что локомотив или здание стали выглядеть «не так», а в том, что при этом УТРАЧИВАЕТСЯ БЕЗВОЗВРАТНО много подлинных и важных деталей.

ДОКОЛЕ ЭТО БУДЕТ ПРОДОЛЖАТЬСЯ!!!   УНИЧТОЖЕНО ПОЧТИ ВСЁ, ПРИЧЕМ УНИЧТОЖАЕТСЯ ЗАЧАСТУЮ ИЗ-ЗА БЕЗГРАМОТНОСТИ И ПО БЕЗАЛАБЕРНОСТИ, а не потому что для этого есть достаточно весомая необходимость !!!

Такой подход наносит колоссальный и непоправимый вред!!!   Это по сути это тоже самое что и уничтожение «памятника», так как при этом по сути теряется смысл его существования. При формальном сохранении объекта, настолько сильно искажается его внешний облик и детали, что по сути он теряет свою ценность.

Такой подход, безграмотность и безалаберность, не только по сути уничтожают памятник (хотя деньги в ремонт вкладывались как бы для обратного), но и наносят большой имиджевый урон ОАО «РЖД» (если это его объекты…).   Градус общественного недовольства очень высок!!!  Большинство высказывается устно, мало кто выкладывает свои мысли в письменном виде, но даже при этом …

— отсутствие должного изучения и историко-технической (историко-архитектурной) фиксации в случае неизбежности утраты

В редких случаях, уничтожение/снос исторического объекта бывает оправдан. Например, когда строение не имеет особо большой ценности, при этом мешает развитию станции. Нельзя сохранением истории препятствовать естественному развитию отрасли. Это развитие – это тоже когда-то станет историей.

При этом действительно оправданные уничтожение/сносы исторических объектов – явление редкое. Гораздо чаще, такие сносы являются следствием низкого уровня личной культуры, недальновидному и утилитарному отношению к собственной истории, а подчас – просто элементарной алчности!
Смысл сохранения объектов в том, что они являются носителями информации для будущих поколений в виде конструктивных решений, технологии производства, особенностей назначения, дизайна и т.п. Причём носителями не только для учёных и специалистов, но и для простых граждан, неравнодушных к творениям своих предков, в том числе и сфере науки и техники.

Конечно, полноценный объем информации и представление о том или ином объекте культурного наследия может дать только подлинник. Однако, если нет возможности сохранить подлинник, то нужно стремиться к сохранению хотя бы того что возможно – информации о тех объектах, которые пока ещё существуют. Тех сведений (информации, кладезя), которые можно и нужно сохранять об объекте при его физическом уничтожении. Сохранение информации может осуществляться полноценной фотофиксацией, измерениями, сканированием, сохранение отдельных исторически значимых частей, и т.п. К СОЖАЛЕНИЮ, ТАКАЯ РАБОТА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО, СИСТЕМНО, ГРАМОТНО (с учетом подходов и методик выработанных профессиональным сообществом) В ОТНОШЕНИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕ ВЕДЕТСЯ!

Анализ показывает, что причинами вышеозначенных проблем являются:

— недостаточность методической базы и нормативной обеспеченности работ по сохранению научно-технического наследия

В том числе:

— отсутствие качественной технико-исторической экспертизы объектов и работ выполняемым по ним

— недостаток квалифицированных кадров, которые могут обеспечить эти работы в должном качестве и объеме, в том числе уровень их компетенции

— мало изученность вопроса, как можно использовать потенциал наследия в современности и для будущего

— отсутствие системности в работах по сохранению объектов наследия

В том числе:

— отсутствие должного систематического контроля за выявленными и сохраняемыми объектами

— недостаточность освещения, научного изучения объектов

— общая недооценка обществом ценности сохранения исторических объектов железных дорог

— крайний дефицит людей, компетентных в данной и смежных областях

В том числе:

— недооценка потенциала сохранения наследия для развития железнодорожной отрасли, для профориентации молодежи, для воспитаний гражданского общества, для подлинного, не показного патриотизма

— недопонимание, что можно не уничтожать/сносить, а существуют научно-обоснованные подходы по приспособлению исторических объектов к современному использованию

— отсутствие понимания у владельцев объектов ценности и важности этих объектов, уровень культуры причастных лиц

Для эффективной борьбы с этими причинами мы стараемся действовать параллельно по трём основным направлениям:

Полезные публикации по проблематике: